У каждого супермаркета есть свои правила. Заставить посетителя положить вещи в камеру хранения невозможно, но если в правилах магазина указано, что вход с объемными сумками запрещен, придется либо оставить сумку в ячейке, либо идти в другой маркет. От необходимости смотреть за вашими вещами маркеты защищаются табличками «Администрация за сохранность вещей ответственности не несет». Если такой надписи нет, то пропажа ваших вещей будет на совести магазина и если вы сможете доказать, что положили туда, например, шубу, то вам должны возместить ущерб. Усложняет дело то, что при взломе ячейки ключ остается у вас, а значит, вас могут подозревать в том, что вы сами забрали вещи. В этом случае главным доказательством будет запись камер видеонаблюдения, если таковые имеются. Поэтому, как только обнаружили пропажу, сообщите об этом в администрацию и вызывайте милицию, которая может получить информацию с камер наблюдения. Если же камер нет, доказать, что у вас что-то украли, будет крайне сложно.
Помічник
До тех пор, пока товар не куплен, он является собственностью магазина, который и несет за него ответственность. И заставить вас платить за имущество супермаркета никто не может, даже если вы этот товар планировали купить и уронили, перекладывая на конвейерную ленту. А вот если вы совершенно случайно, не планируя покупать, разбили бутылку (например, дорогого алкоголя) и магазин требует от вас возмещения ущерба, его могут даже наказать штрафом в размере 500 необлагаемых налогом минимумов (8500 грн). Для этого нужно обратиться с заявлением в потребинспекцию с доказательствами (можно записать на видео или диктофон) того, что администрация требовала от вас оплаты товара, который вы не собирались приобретать. Запрещено заставлять потребителя покупать ненужный товар. Правда, вам в свою очередь придется доказать, что вы разбили бутылку случайно, для этого нужна запись с камер видеонаблюдения.
Если вы поскользнулись на мокром полу в супермаркете, то компенсация возможна при двух условиях. Во-первых, если не было таблички «Осторожно, мокрый пол» (или подобной) — наличие такого предупреждения снимает с магазина ответственность. Во-вторых, если вам удастся доказать причинно-следственную связь — что вы упали именно из-за мокрого пола. То есть нужно собрать свидетельские показания, зафиксировать (сфотографировать, снять на видео) время и место падения, предоставить справки из больниц и заключения врачей, рецепты на лекарства и т. д. Имея все документы, подтверждающие вину магазина, можно обращаться в суд, и есть все шансы получить не только возмещение материального ущерба (оплата лечения и нерабочих дней), но и моральную компенсацию.
Чтобы доказать, что товар продавался по акционной цене, вам необходимо это зафиксировать (например, снять фото ценника либо надписи с ценой над товаром).Тогда при наличии чека, в котором указана завышенная сумма, и зафиксированной акции магазин должен вернуть разницу, согласно ст. 15 Закона «О защите прав потребителя».Если магазин отказывается от возврата разницы, пишем заявление на имя директора. Как правило, магазин возвращает эти деньги, ведь маркету проблемы из-за 10–20 гривен не нужны. Если же вы хотите вернуть товар и забрать деньги, важно, чтобы возвращаемая вещь имела товарный вид и не была вскрыта упаковка.
Согласно правилам безопасности магазинов, охранник может попросить показать покупки и сверить их с чеком.Если у вас в сумке оказалась, например, шоколадка, купленная в другом магазине, не бойтесь, — она не должна пищать, ведь у каждого магазина свое «намагничивание» товаров.От обыска (выворачивания карманов, дамских сумочек и т.п.) смело отказывайтесь: согласно ст. 29 Конституции и ст. 289 Гражданского кодекса каждый человек имеет право на личную неприкосновенность. Никто, кроме сотрудников правоохранительных органов и госслужбы охраны, не имеет права вас обыскать. В случае назревания конфликта вызывайте полицию.
Товар, срок годности которого не истек, однако есть все основания считать его испорченным, следует вернуть в магазин. При этом обязательно нужно иметь чек. Магазин обязан вернуть деньги. Но если он отказывается, следует обратиться с письменным заявлением и упаковкой от продукта в санэпидемстанцию. Они выедут на место покупки и отберут образцы партии этого товара на анализ (в соответствии с постановлением КМУ №215, брать на анализ упаковку товара, уже вскрытую покупателем, контролирующий орган не имеет права). В случае обращения в санстанцию в магазин об этом сообщать не советую, иначе партия товара может исчезнуть из продажи, а отбирать образцы на анализ можно только из той партии, товар из которой вы купили. Конечно, деньги в случае отказа магазина удастся вернуть только в судебном порядке, а вот насолить маркету, в котором с вами нехорошо обошлись, получится значительно быстрей — санитарные проверки не любит никто.
По мнению экспертов, в этом случае доказать почти ничего невозможно. Полагаться можно лишь на честность администрации и кассира, который вас обслуживал, или на камеры видеонаблюдения, если они есть. Снять запись с камер могут только правоохранители, поэтому обращайтесь в милицию с заявлением, изложив суть проблемы. Если не помогло, пишите в потребинспекцию. По крайней мере обеспечите проблемы и проверки магазину.