На пять маршрутов в Харьковской области 9 сентября вышли одновременно два перевозчика. Старый, ООО "Укравтотранс плюс", не признает результаты тендера, поэтому его водители блокируют автобусы новичка из Днепра - ООО "Интерспецмаркет".
Вместо одного автобуса - два, с минимальным интервалом и по одной цене - такого внимания пассажиры Солоницевки, Песочина, Люботина не знали, пожалуй, никогда. За них 9 сентября буквально сошлись два конкурента - харьковская и днепровская фирмы.
В терминале на Холодной Горе, откуда отправляются автобусы, о конфликте интересов ничего не говорит. Вначале на "платформу" подъезжает зеленый "Богдан" № 1592, следующий по маршруту Харьков-Песочин. Пассажиры отдают деньги кондуктору и проходят в салон - по традиции, без билетов. Спустя пять минут сюда же будет подан с аналогичным номером оранжевый "Мерседес", который ранее возил европейцев, а теперь - украинцев. Клиенты для этого автобуса тоже есть.
Но как только оранжевый автобус тронется, трое парней начнут руководить движением. Молодые "решалы", с барсетками через плечо, долго говорят по телефону, а потом раздают водителям припаркованных рядом автобусов по маршруту "Харьков-Люботин" команды, кому сейчас подавать автобус.
Эти парни регулируют на платформе, кому и когда проезжать. Фото: KHARKIV Today.
"Всем стоять! Ты - сейчас, а он - за тобой, и в темпе, в темпе!", - командуют парни. Общаться с журналистом они наотрез отказываются, отмахиваются и продолжают раздавать ЦУ водителям. На вопрос, какого перевозчика представляют, улыбаются и говорят, что вообще не знают, что здесь происходит, потом - растворяются в толпе.
На платформе встречает и провожает свои автобусы директор днепровской фирмы. Андрей Свистун сейчас чаще бывает в Харькове, чем дома - с 23 мая, когда ООО "Интерспецмаркет" выиграло тендер и заключило договор с Департаментом экономики и международных отношений ХОГА. Говорит, давно искали тендеры по Украине, где можно было принять участие, потому что в Днепре простаивали автобусы (часть маршрутов сократили, часть - закрыли). Да и по ценовой политике в Харьковской области работать интереснее, оказывается: стоимость проезда на аналогичном маршруте в Днепре ниже. По условиям тендера автобусы должны были выйти на маршруты 9 сентября.
"Мы вывели свои автобусы, старый перевозчик блокирует движение. С двух сторон. Они вывели резервные машины, сняли с других маршрутов, в Люботине привлекли таксистов для блокировки наших. Мы вызвали полицию, акты составили, но на этом все. На пять маршрутов, которые мы выиграли, паспорта нам предоставили буквально на прошлой неделе. По каждому маршруту расписано количество автобусов. Все условия, которые были прописаны, мы выполнили, все автобусы соответствуют", - сообщил KHARKIV Today Андрей Свистун.
Зеленые автобусы не дают проехать новичку для загрузки пассажиров. Фото: соцсети.
Неладное на этих "золотых" (так их называет Харьковский антикоррупционный центр, посвятивший им не одно расследование) маршрутах началось еще зимой: одно за другим - несколько ЧП, в результате которых по счастливому стечению обстоятельств никто не погиб. 17 февраля полицейский перехватил управление автобусом на маршруте Харьков-Солоницевка, когда водителю стало плохо ( по неофициальной причине, из-за переработки), а 20 февраля мужчина выпал из маршрутки № 1168 на полном ходу. После этого местные жители подали заявления на перевозчика во всевозможные инстанции, но ООО "Укравтотранс плюс" остался работать, даже выпустил несколько новых автобусов.
"КОМУ ВЫГОДНА СОЦИАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ?"
Пассажиры, за которых сегодня дерутся представители двух фирм, говорят: лишь бы вообще не остаться без перевозчика.
"Как у нас говорят, паны дерутся, а у холопов чубы летят. Они сегодня поругаются, завтра договорятся, а потом опять станет, как раньше: пенсионеров перевозить не хотят, льготников прогоняют, интервалы не соблюдают, дыры в полу сияют - зимой холоднее в автобусе, чем на улице", - говорит житель Минутки Иван Мирошников.
"Здоровье и жизнь пассажиров - разменная монета на кону, где в ХХІ веке силовыми методами решают вопросы, кто будет перевозчиком на маршрутах Люботин, Песочин, Солоницевка. Как на игорный кон, швырнули безопасность пассажиров члены созданной ХОДА конкурсной комиссии, проведя два конкурса, один сомнительнее другого, и выбрав двух перевозчиков. Суд отменил одно решение буквально накануне. А вот что происходит. Полиция присутствует, не вмешиваясь. Угрозы... блокирование... Что дальше? Кто в ответе за такие "мудрые" решения? Кому выгодна такая социальная напряжённость? Просим губернатора Харьковской области принять меры, дать необходимые распоряжения для обеспечения безопасности пассажиров и избежания обострения противостояния конкурирующих перевозчиков!
Кто вышел на маршрут незаконно? Ответьте людям, почему такое вообще возможно?", - написала в соцсетях местная жительница Лариса Вовк.
"В январе-феврале нами были поданы звернення во все возможные контролирующие инстанции с требованием навести порядок на нашем маршруте и дать возможность пассажирам доезжать до конечной точки не подвергая свои жизни опасности. Мы получили много ответов, кстати не ответили нам только голова Дергачевского района и губернатор Харьковской области. Согласно ответам разных комиссий, наши автобусы находятся в идеальном состоянии и вообще не мешайте работать. Теперь вернемся к нашим баранам: - оставшиеся зеленые автобусы, по прежнему в плохом состоянии;
- новые автобусы, по документам отсутствуют на этом маршруте. Это значит только одно, если он попадет в ДТП и вы немного погибнете, ваши родственники не получат никакой компенсации, так как этого автобуса на маршруте нет и вы, соответственно в нем и не ехали:); - водители по прежнему ведут себя по хамски; - водители, принципиально нарушают ваши права; - перевозчику по прежнему наплевать на свои обязанности. Лично я хочу, чтобы мои дети, жена, я в конце концов, мог спокойно пользоваться общественным транспортом. Мне глубоко наплевать, как будет называться фирма, которая довезет меня беспрепятственно из пункта А в пункт Б. Я хочу, чтобы при создавшейся негативной ситуации, она решалась согласно закона, а не клали на пассажиров большой и могучий...
Как показала практика, переговоры с данным перевозчиком не имеют не малейшего результата. Нарушений стало еще больше и на законном основании они решаться не будут. Значит, надо пытаться убрать нарушителя и поставить нового. Ведь в конце концов, нам нужно ездить в нормальных условиях", - пишет Дмитрий Гринвальд.
"МЫ ТЕХ ВЫДАВИМ"
Харьковский перевозчик, который работал на этом маршруте пять лет, не сдается. Представители ООО "Укравтотранс плюс" пошли в суд с требованием отменить результаты тендера 23 мая.
По словам Свистуна, их главная претензия - незаконное удаление с конкурса.
Директор днепровского предприятия встречает и провожает автобусы в терминале на Холодной горе. Фото: KHARKIV Today.
"У них не было на Песочин большеместных автобусов для перевозки людей с инвалидностью. У них были низкопольные. Они не согласились. 30 августа суд принял решение, что проведение второго конкурса было незаконно. Мы ждем Апелляционный суд. ХОГА соблюдает нейтралитет. А мы несем прямые убытки - мы даже топливо не выработаем.Чужаков не любят везде", - говорит Свистун.
Чиновники Харьковской областной государственной администрации действительно самоустранились: вначале отменили результаты конкурса от 23 мая, потом не допустили никого на второй конкурс.
В компании "Укравтотранс плюс" пока не захотели общаться с прессой. Их позицию озвучила билетер, которая работает на маршруте пять лет.
"Нам сказали - ездить, как и раньше. Мы выходим в свое время, по своему графику, забираем людей, как и раньше. Да, их стало меньше. Но это пока. Потом вернутся. Мы тех выдавим", сказала опытная кондуктор Татьяна.
В ХОГА в понедельник никак не отреагировали на двоевластие перевозчиков. Более того, глава профильного департамента отказался сказать, есть ли документы, на основании которых ООО "Укравтотранс плюс" занимается перевозками.
"Я не являюсь членом тендерного комитета", - сказал в комментарии KHARKIV Today Андрей Колос и бросил трубку.